Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Минтранс предлагает потратить дорожный фонд без конкурса

Опубликовано 26.06.2016

 Это может противоречить международным нормам, считают чиновники 

Еще один случай, оправдывающий единственного поставщика, предлагает внести в закон о госзакупках Минтранс: если государству нужно на деньги федерального дорожного фонда купить инновационные или высокотехнологичные работы или услуги. Это уже 47-е основание для госзакупки без конкурса, оно содержится в проекте поправок (размещен на regulation.gov.ru). 

Деньги федерального дорожного фонда – часть бюджета, которая может тратиться только на строительство и содержание дорог, обеспечение дорожной деятельности, а также трансферты в региональные дорожные фонды. Фонд наполняется в основном за счет бюджета – каждый год не менее 345 млрд руб. с поправкой на инфляцию плюс топливные акцизы и иные виды доходов, среди которых и новые сборы за проезд грузовиков по федеральным трассам. В 2015 г. федеральный дорожный фонд составил 616,7 млрд руб., по данным Минфина об исполнении бюджета.

Тратит дорожный фонд Федеральное дорожное агентство (Росавтодор) и его подведомственные учреждения. Все процедуры проходят по закону о госзакупках и, как правило, на открытых торгах, комментирует представитель Росавтодора, но когда продукция инновационная, есть только у компании-разработчика, бывает нужна закупка у единственного поставщика.

Инновационную деятельность Росавтодор определил в 2007 г.: создание принципиально новой продукции или технологии ее производства и распространения, структурные, финансово-экономические, кадровые, информационные новации, снижающие затраты.

Минтранс в августе 2015 г. утвердил критерии инновационной продукции: научно-техническая новизна, положительный экономический эффект от применения, наукоемкость и высокотехнологичность, но для другого закона, о закупках госкомпаний.

Сейчас купить что-либо у единственного поставщика Росавтодор может по другим основаниям, в том числе по решению президента или правительства. Такие решения в 2015 г. стали главным источником неконкурентных закупок (см. график) – по данным мониторинга Минэкономразвития, они определили 44% закупок у единственных поставщиков примерно на 504 млрд руб. (из них 228,3 млрд руб. – контракт на строительство Керченского моста).

Право на закупку инноваций у единственного поставщика должно расширить применение инновационных технологий, материалов, в том числе битумов, и конструкций, а также помочь импортозамещению, объясняет представитель Минтранса, законопроект готовился вместе с другими органами исполнительной власти, вузами, организациями дорожного хозяйства.

В Минэкономразвития законопроект пока не поступал, заявила представительница министерства. При поступлении он будет рассмотрен на соответствие международным обязательствам России, предупреждает директор департамента Минэкономразвития Максим Чемерисов. В протоколе о госзакупках ЕАЭС есть исчерпывающий перечень случаев, когда возможны закупки у единственного поставщика, он согласован всеми членами союза и произвольное изменение закона теперь может трактоваться как нарушение международных обязательств, объясняет Чемерисов, Россия также обещала участникам союза национальный режим, а единственный поставщик – это почти всегда компания из страны-заказчика.

Инструментом «единственный поставщик», вероятно, хотят допустить пусть более дорогие, но, наверное, и более эффективные услуги и работы, т. е. уйти от конкурса и аукциона, где цена заведомо идет на снижение, предполагает советник Dentons Илья Скрипников. Возможно также, что правительство планирует перенести уровень принятия решения по дорожным мегастройкам с президента и правительства на уровень министерства, заключает эксперт.

Источник: http://www.vedomosti.ru/