Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Подготовлены поправки в УК РФ о конфискации доходов "от преступлений экономической направленности"

Опубликовано 20.12.2012

  Росфинмониторинг представил в Правительство РФ масштабный законопроект "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям", направленный на "повышения издержек реализации криминальных бизнес-схем". Этот документ будет рассмотрен на одном из ближайших заседаний правительства, сообщается на правительственном сайте.

Проектом предлагается внести изменения в Федеральные законы: "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" — в части расширения оснований для отказа в государственной регистрации; "О бухгалтерском учете"— в части обеспечения сохранности бухгалтерской и иной документации при смене руководства организации и "О несостоятельности (банкротстве)" — в части установления материальной ответственности контролирующих должника лиц, руководителей должника и членов ликвидационной комиссии, действия которых повлекли банкротство.

Кроме того, вносятся изменения в Гражданский кодекс РФ — в части установления срока ликвидации юридического лица по решению учредителей (участников) или уполномоченного государственного органа и в Налоговый кодекс РФ и закон РФ "О налоговых органах Российской Федерации" — в части конкретизации полномочий налоговых органов.

В частности, проектом предлагается дополнить пункт 1 статьи 49 НК положением о взыскании налогов и сборов (пеней, штрафов) в порядке, предусмотренном статьями 46 и 47 НК, при неисполнении ликвидационной комиссией обязанности по уплате налогов и сборов (пеней, штрафов), возникшей после принятия в соответствии с гражданским законодательством решения о добровольной ликвидации организации. Также вносятся изменения в статью 86 НК, направленные на возможность получения налоговыми органами сведений о наличии счетов физических лиц, и дополнение в статью 23 НК, предусматривающее закрепление обязанности налогоплательщика-организации получать почтовые отправления налоговых органов по его адресу, указанному в Едином государственном реестре юрлиц. Внесение данных изменений объясняется необходимостью исключения фактов сообщения налогоплательщиками недостоверных адресов, "затрудняющих переписку с налогоплательщиками и доставку документов налогового органа".

Проектом вносятся изменения в ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", направленные на пресечение незаконных финансовых операций с учетом новых рекомендаций группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ), принятых в феврале 2012 года. Так, расширяется перечень организаций, обязанных участвовать в исполнении требований указанного Федерального закона, а также актуализируется перечень операций, подлежащих обязательному контролю.

ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" и "О банках и банковской деятельности" дополняются нормами, согласно которым органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, получают право в процессе реализации этой деятельности осуществлять на основании решения суда доступ к информации, содержащей банковскую тайну.

В соответствии с "февральскими" рекомендациями ФАТФ, Уголовный кодекс РФ предлагается дополнить положениями, предусматривающими конфискацию доходов от преступлений экономической направленности, а также оптимизирующими ответственность за легализацию (отмывание) доходов, полученных преступным путем, а также за общественно опасные нарушения законодательства в части трансграничного перемещения валютных средств.

Предлагаемые проектом редакции статей 193 и 1931 УК РФ должны устранить недостатки действующей нормы и обеспечить эффективное противодействие уголовно-правовыми мерами незаконному вывозу капитала за границу. Ответственность за эти незаконные деяния должна наступать только в случаях умышленного их совершения. Несовершенная диспозиция нормы статьи 193 УК РФ дает основания при возбуждении уголовного дела учитывать лишь факт неперечисления валютной выручки нерезидентом без учета конкретных деяний резидента (руководителя российской организации), от волеизъявления которого выполнение этой обязанности во многих случаях не зависит.

Проектом также предложено установить уголовную ответственность за незаконное перемещение через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС наличных денежных средств в валюте РФ и (или) в иностранной валюте, а также дорожных чеков, либо внешних или внутренних ценных бумаг.

Ряд изменений предлагается внести в Уголовно-процессуальный кодекс РФ и Кодекс РФ об административных правонарушениях. Так, в целях своевременного и в полном объеме представления в налоговые органы резидентами документов, которые предусмотрены ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле", проектом увеличивается сумма штрафа за непредставление таких документов. Также предусматривается увеличить санкции статьи 16.4 КоАП, которая устанавливает ответственность за недекларирование, либо недостоверное декларирование физическими лицами иностранной валюты или валюты РФ.