Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Новый закон о госзакупках позволит выбирать добросовестных поставщиков

Опубликовано 13.12.2012

У частвовать в конкурсе на госзаказ не смогут компании, оказывающие некачественные услуги

 Новый закон о госзакупках призван, по мнению чиновников, устранить коррупцию при госзаказах и повысить качество отбора поставщиков. Закон 223-ФЗ вступил в силу с 1 января 2012 года, но применять его стало возможно только этой осенью. С 1 октября на официальном сайте, где размещается информация о размещении госзаказов, появилась регистрация для компаний, попадающих под действие 223-ФЗ. Как сегодня работает закон и что нужно для его использования, обсудили участники конференции «Подведение итогов 223-ФЗ: проблемы исполнения закона и перспективы развития закупочной деятельности в рамках изменения законодательства», организованной группой электронных площадок OTC.ru.

Рабочие моменты

По действие закона с 1 января 2012 года попали госкомпании, госкорпорации, государственные унитарные предприятия и автономные учреждения. С 1 января 2013 года к ним добавятся естественные монополии и их дочерние предприятия. Генеральный директор группы электронных площадок OTC.RU Дмитрий Пангин говорит: «Сегодня даже не все организации знают о том, что им необходимо пользоваться 223-ФЗ. К примеру, когда снабжением энергоресурсами населенного пункта занимается какой-либо завод, он должен следовать закону 223-ФЗ. В данный момент к нарушителям практически не применяется санкций, так как закон только начинает использоваться».

Каждая компания, которая соответствует критериям закона, должна зарегистрироваться на портале zakupki.gov.ru и публиковать на нем сведения о госзаказах. Это существенно увеличивает объемы работы госпредприятий. Сэкономить время помогают электронные площадки. «Размещенная на площадке информация автоматически появляется на портале госзаказов», - рассказывает Дмитрий Пангин. Мария Томах, начальник отдела управления контроля ЖКХ и природных ресурсов Федеральной антимонопольной службы, поясняет, что заказчик может использовать другие электронные ресурсы для проведения конкурса или аукциона, но ему потребуется собственная площадка для размещения сведений о заказе и защищенный канал обмена электронными документами. В большинстве случаев это обходится дороже, чем использование электронной площадки. Но в любом случае выбор остается за заказчиком.

Соответствие 223-ФЗ компании подтверждают самостоятельно, для чего разрабатывают положение о закупках, в котором прописывают условия отбора поставщиков и критерии работы с ними. Для большинства госкомпаний и монополий применение норм этого закона выгодно, так как позволяет вводить собственные условия выбора поставщиков. Победителем становится не тот, кто предложил самую низкую цену за выполнения заказа, а тот, кто показал, что он соответствует всем заявленным требованиям.

При этом для некоторых госструктур оставили возможность не раскрывать данные о заказах. К примеру, разрешение не размещать данные о закупках в атомной отрасли получил Роскосмос. Этим правом могут воспользоваться и другие госкомпании, подав заявку в профильное министерство.

Список нарушителей

Отсеять недобросовестных контрагентов заказчикам позволит «Реестр недобросовестных поставщиков», создание которого прописано 223-ФЗ. Мария Томах поясняет: «Заказчики будут сами предоставлять в Реестр информацию о недобросовестных поставщиках: тех, кто уклонился от заключения договора, или тех, с кем договор был расторгнут по решению суда». Это позволит исключить из участия в конкурсе компании, которые однажды уже сорвали сделку или не выполнили своих обязательств по контракту.

Кроме государственного реестра, оценить качество оказываемых исполнителем услуг поможет электронная площадка, на которой проходит конкурс на госзаказ. К примеру, группой электронных площадок ОТС.RU разработана система, позволяющая сделать прогнозы о добросовестности поставщика. С помощью стандартных механизмов оценки контрагентов (записи в ЕГРЮЛ, сведений о дисквалификации руководителей, записей о банкротстве и ликвидации) делается вывод о законности деятельности организации. А если фирма уже брала заказы, то можно с легкостью отследить, насколько качественно она его выполнила. Дмитрий Пангин говорит: «Были случаи, когда по госзаказу поставлялись старые трубы вместо новых. И вскрывалось такое нарушение уже в ходе эксплуатации». Именно такие грубейшие нарушения призван пресечь новый закон.