Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Правительство изменяет саморегулирование в строительной сфере?

Опубликовано 08.12.2015

     У заместителя председателя правительства России Дмитрия Козака 23 ноября состоялось совещание с участием министра строительства и ЖКХ Михаила Меня, первого заместителя председателя комитета Госдумы по жилищной политике и ЖКХ Елены Николаевой, статс-секретаря – заместителя руководителя Ростехнадзора Александра Рыбаса, директора департамента госрегулирования экономики Минэкономразвития Алексея Херсонцева, руководителя рабочей группы АНО «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов» Леонида Казинца, директора департамента градостроительной деятельности и архитектуры Андрея Белюченко, а также ряда ответственных работников Аппарата правительства и федеральных органов исполнительной власти.

По итогам совещания приняты решения и даны соответствующие поручения, которые предусматривают отмену саморегулирования в строительной отрасли и сохранение его исключительно в сфере, связанной со строительными работами, проводящимися на основании обязательных конкурсных процедур.

В частности, главе Минстроя России Михаилу Меню поручено в срок до 31 декабря 2015 года подготовить и представить в правительство проект федерального закона, предусматривающего:
•отмену обязанности членов саморегулируемой организации получать свидетельство о допуске к работам по инженерным изысканиям, подготовке проектной документации, строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, за исключением случаев заключения членами саморегулируемой организации договоров подряда на выполнение указанных работ на конкурсной основе, если в соответствии с законодательством РФ проведение конкурсов является обязательным;
•переход к возмещению из средств компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств при наступлении субсидиарной ответственности саморегулируемых организаций по обязательствам членов их членов по договорам подряда на выполнение работ по инженерным изысканиям, подготовке проектной документации, строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, реального ущерба (вреда жизни или здоровью физических лиц. имуществу физических или юридических лиц) и неустойки в случае заключения таких договоров на конкурсной основе, если в соответствии с законодательством РФ проведение конкурсов является обязательным, а также реального ущерба по таким договорам в иных случаях.


Комментарий Общественного совета по развитию саморегулирования

Саморегулируемым организациям дали слишком мало прав. Градостроительный кодекс РФ дал право и закрепил обязанность саморегулируемых организаций проверять четыре вида документов при вступлении в СРО:
•Устав организации
•Свидетельство ОГРН
•Наличие установленного законодательством профессионального состава
•Получал ли член партнерства или нет аналогичные допуски в другой СРО


И всё!!!

Тем самым СРО получили исключительно делопроизводительские функции по проверке весьма поверхностных документов, никак не связанных с качеством строителя и непосредственно со строительными объектами. Проверяются эти документы только при вступлении, а затем не реже, чем раз в год. При этом саморегулируемые организации лишены права выхода на стройку, не имеют возможности проверять качество строительства и, соответственно, оказывать влияние на повышение этого качества.

По ошибочной версии государства, как мы видим, предполагалось, что предоставление перечисленных выше документов должно или может привести к какому-то влиянию СРО на ситуацию на строительных площадках.

Дмитрий Козак, Михаил Мень и другие участники совещания подвели черту под шестилетним периодом действия саморегулирования: по их мнению, саморегулирование в строительстве все-таки не состоялось – во всяком случае, такое, которое планировалось.

Что же именно не состоялось? Многие ошибочно думают, что речь о «коммерциализации» или «недобросовестных» СРО, о рекламе в интернете и обещаниях допусков за один день. Конечно же, нет – речь сегодня идет не об этом.

Снижение вреда и повышение качества строительства – вот цель саморегулирования. По итогам прошедших шести лет нет объективных данных, что вред снизился. Смертельные случаи на строительных объектах, тяжелые травмы, травмы средней тяжести – все как было, так и остается. Никакие саморегулируемые организации России не смогли предоставить объективные данные, каким образом их деятельность привела к повышению качества и снижению вреда.

Но ведь и прав таких за СРО закон не закреплял! Разве можно, не обеспечив СРО соответствующими инструментами, ожидать результата в виде повышения качества? Другой вопрос, если бы техническое регулирование закрепили за СРО и дали права вести контроль на стройплощадке – тогда бы и можно, и нужно было спрашивать.

По этой причине саморегулирование в каждой отдельно взятой СРО произошло в незначительной степени. По оценке Рейтингового агентства строительного комплекса (РАКС), только 13% саморегулируемых организаций в своей деятельности выходят за рамки минимальных требований и делают что-то еще. Такие данные специалисты РАСК привели 1 декабря на заседании Экспертного совета при комитете Госдумы по земельным отношениям и строительству.

Общественный совет по развитию саморегулирования

Источник: http://советсро.рф/