Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Госкомпании не сняли маски

Опубликовано 25.02.2016

    Минэкономики подвело итоги закупок госкомпаний по 223-ФЗ — в 2015 году они приобрели товаров и услуг на 23,1 трлн руб. 70% этой суммы освоили пять крупнейших игроков во главе с "Роснефтью" и структурами "Газпрома". Материалы ведомства демонстрируют — основной проблемой госкапитализма остается неконкурентность более 95% закупок, половина которых размещалась у единственного поставщика. Также ведомство беспокоят договорные сделки, недостоверность раскрываемой заказчиками информации и сокращение интереса к поставкам госкомпаниям товаров и услуг у малого бизнеса.

    В 2015 году госкомпании разместили в рамках 223-ФЗ 1,4 млн закупок на 23,1 трлн руб. За год рост объема заказа госкомпаний составил 23%, а объем сделок превышает 30% ВВП. При этом 70% закупок пришлось на пять крупнейших заказчиков. Объем закупок лидирующей среди них "Роснефти" составил 4,6 трлн руб.— что сопоставимо с общим объемом госзакупок по 44-ФЗ. Далее следуют ОАО РЖД (3,4 трлн руб.) и "Газпром" — на него приходится около 4,4 трлн руб., распределенных между ООО "Газпром переработка Благовещенск" (1,6 трлн руб., самый крупный контракт — на 790 млрд руб. на строительство Амурского газоперерабатывающего завода), самим "Газпромом" (1,5 трлн руб.) и ЗАО "Уралсевергаз — независимая газовая компания" (1,3 трлн руб.). 4,1 трлн руб. расходуется на закупки нефти, газа и нефтепродуктов (17,6% от общего объема закупок), а максимальный рост к 2014 году отмечен в строительстве (в целом — более 4 трлн руб., 17,3% от общего объема). "Такие объемы закупок влияют как на макроэкономические показатели, так и на конкуренцию на отраслевых рынках",— отмечает Минэкономики.

    Главная проблема применения 223-ФЗ — в том, что более 95% закупок осуществлялись в 2015 году на неконкурентной основе, более 40% — у единственного поставщика (в 2014 году — 48%). На конкурсы и аукционы пришлось только 3,3% закупок (в 2,6 раз меньше, чем в 2014 году). При этом из-за отсутствия в 223-ФЗ требований к их способам заказчиками применяется более 3,5 тыс. процедур (на 13% больше, чем в 2014 году), часто маскирующих закупки у единственного поставщика. Приводя эти данные, Минэкономики настаивает на необходимости исчерпывающего перечня конкурентных способов закупок и требований к ним. Для иллюстрации ведомство ссылается на закупку "Газпрома" на 155 млрд руб. при строительстве "Силы Сибири": монополия дала на подачу заявок в электронной форме семь рабочих дней, в которые нужно успеть одобрить сделку советом директоров и получить банковскую гарантию.

    По данным отчетов заказчиков, объем заключенных контрактов превысил 18,9 трлн руб., из них с единственным поставщиком — на 10 трлн руб. (53,2%). По оценке же министерства, "договорными" были не менее 25% торгов на 3,5 трлн руб. Отдельные претензии министерства вызывают расхождения в планах закупок и их результатах. В реестре договоров раскрыта лишь половина заключенных договоров, а их общая сумма "может быть существенно скорректирована в сторону уменьшения",— констатирует Минэкономики.

    Всего, по статистике ведомства, по 223-ФЗ в 2015 году работали 163 электронные торговые площадки (ЭТП) — объем сделок составил 5,4 трлн руб., или 23% общего объема. 52% электронных закупок пришлось на три крупнейшие ЭТП: Газпромбанка (1,5 трлн руб.), В2В-Centre (737 млрд руб.) и ТЭК-Торг секция ОАО "НК Роснефть" (613 млрд руб.). Это также не обеспечивает достаточного уровня прозрачности и открытости закупок, считает Минэкономики, обещая ограничить число площадок и установить к ним единые требования.

    Снижение конкуренции в закупках госкомпаний проявляется и в том, что в 2015 году на них приходилось в среднем 1,2 поставщика — в полтора раза меньше, чем в госзакупках. Наиболее конкурентные закупки по 223-ФЗ осуществлялись в диапазоне 100-500 млн руб., самым конкурентным способом закупки был аукцион (в среднем 1,6 заявки), а самыми проблемными являются закупки транспортных средств (0,86 заявки на закупку) и транспортных услуг (0,83) — в рамках таких сделок при наличии нежелательных участников закупки могут отменяться заказчиками, считает Минэкономики. Приводя статистику ФАС о том, что обоснованными признаются около половины жалоб на заказчиков в рамках 223-ФЗ (всего по нему обязаны закупаться 78 тыс. зарегистрированных организаций), Минэкономики предлагает увеличить количество оснований для обжалования их действий. При этом в реестр недобросовестных поставщиков внесены сведения лишь о 332 юрлицах — их доля в пять раз меньше, чем в рамках 44-ФЗ.

    Не демонстрирует статистика исполнения 223-ФЗ и прогресса в поддержке госкомпаниями малого и среднего бизнеса (МСБ): закупки крупных заказчиков для него непривлекательны — за год среднее количество заявок МСБ снизилось с 1,3 до 1,2,— в то время как в рамках госзакупок этот показатель вырос до трех заявок.


Что показывают контрольные закупки

 

    Для оценки доступности закупок крупных заказчиков для субъектов малого бизнеса Минэкономики и рабочая группа Агентства стратегических инициатив провели шесть контрольных закупок в четырех регионах — Москве, Санкт-Петербурге, Краснодарском крае и Волгоградской области. Объектами исследования были закупки ООО «Газпром трансгаз Краснодар», ООО «Челныводоканал» (Набережные Челны), ОАО РЖД (Москва) и АО «Газпром газораспределение Волгоград».

    В Краснодаре контролеры выявили проблемы сжатых сроков поставки для участников тендера из других регионов, платного участия в закупке и необходимости заказывать электронную подпись (далее — ЭП). Также в списке претензий — значительный список документов в составе заявки, большое количество форм для составления заявки, которые необходимо отсканировать для отправки на электронную торговую площадку (ЭТП). В Набережных Челнах заявку контрольного участника закупки, которая содержала наилучшее предложение по цене, отклонили по формальному признаку — из-за опечатки в одной цифре в дате в бумажном документе (в электронной версии все данные были указаны верно). Участник закупки обжаловал закупку в ФАС и в итоге выиграл в отборе.

    В Москве для участия в аукционе на песок необходимо было получить заключение лаборатории ОАО РЖД, но, как оказалось, лаборатория такой тест провести не может — из-за отсутствия необходимого оборудования. Участник просил лабораторию предоставить письменное уведомление об этом, чтобы вложить его в состав заявки, пришлось не просто аккредитоваться на новой площадке, но и купить новую ЭП за 10,5 тыс. руб. Приобретенную ЭП не удалось самостоятельно активировать. В результате заявку контрольного участника закупки отклонили как не соответствующую требованиям документации.

    В Волгограде помимо размещения заявки на ЭТП бумажную версию заявки и CD со сканированной копией пришлось отправлять курьерской службой в Санкт-Петербург, участие в запросе на ЭТП было платным (разовое участие — 10 тыс. руб., годовой тариф — 80 тыс. руб.). В итоге заявку контрольного участника отклонили из-за отсутствия в составе документов газового сертификата «Газсерт», хотя он относится к разряду «добровольного сертифицирования», оформляется в течение года и стоит 1,6 млн руб.

    «Установление исчерпывающего перечня конкурентных способов осуществления закупок и перевод их в электронную форму в первую очередь поможет обеспечить конкуренцию при проведении процедур и увеличить среднее число участников — и будет способствовать снижению риска сговора между участниками закупок. Подача заявок в электронной версии упростит участие потенциальным поставщикам»,— отметила заместитель генерального директора Национальной ассоциации институтов закупок Мария Семенова. «Следующим этапом развития рынка станет формирование единого информационного пространства, в которое будут интегрированы все электронные площадки. Чтобы поставщик, маленький, средний или крупный, получив в любом удостоверяющем центре электронную подпись, смог с этой электронной подписью участвовать во всех торгах и работать на рынке корпоративного заказа, государственного заказа, торгов по аренде леса, по капремонту и многих других. Вся информация о торгах будет агрегироваться в единой информационной системе, где заказчики смогут узнать обо всех актуальных торгах в разных регионах РФ, а сами торги будут проходить на нескольких универсальных электронных площадках, которые будут обеспечивать устойчивость и стабильность инфраструктуры»,— говорит генеральный директор ЭТП «Фабрикант» Сергей Габестро.


Источник: http://kommersant.ru/