Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Конкурсные "сказки": бордюр не тот и щебень мелковат

Опубликовано 22.09.2015

    Вчера началась Неделя конкуренции в России, приуроченная к 25-летию антимонопольного регулирования в нашей стране. «ВМ» побеседовала с главой столичного управления Федеральной антимонопольной службы Рачиком Петросяном о том, как сегодня строятся отношения между предпринимателями и представителями власти.
    Рачик Ашотович, вы призывали фирмы, участвующие в торгах госкомпаний, обращаться к вам, если аукцион проходит с нарушениями. Услышали ли они ваш призыв?

Если в 2012 году мы получили менее чем 500 подобных жалоб, то в 2014-м их было уже 1700. На сегодняшний день только за первую половину 2015 года мы уже получили больше тысячи заявлений. К концу года мы прогнозируем их увеличение до двух тысяч. Компании активно проявляют себя.

Рост связан с тем, что доверия к УФАС становится все больше?

Да, это говорит о том, что виден результат нашей работы. Когда бизнесмены понимают, что мы отменяем незаконные торги, заставляем госкомпании заново проводить аукционы, они осознают, что УФАС борется за восстановление их прав. Сейчас мы используем новый механизм обжалования. Позитивные изменения уже видны.

В чем суть сегодняшнего механизма борьбы с незаконными торгами?

В превентивных мерах. Мы вмешиваемся в ситуацию еще до того, как произошло непоправимое, не даем ей остаться в незаконном русле. Если при проведении конкурса на право поставки товара или предоставления услуги одного из участников выставили за дверь и он обратился к нам, мы обязательно детально рассматриваем ситуацию. Если находим нарушение, то заставляем госкомпанию вернуться к спорному этапу торгов и провести аукцион с участием нашего заявителя.

А насколько ваша работа изменила ситуацию с нежеланием отдельных представителей власти проводить конкурсы на отбор управляющих компаний в многоквартирных домах?

Переломила ее в корне. Если говорить о контроле в этой области, то в прошлом и позапрошлом годах я мог привести сотни примеров наших столкновений с префектурами и управами столицы, которые не проводили конкурсы и аукционы в тех областях и сферах, в которых им положено было быть. Сейчас подобных дел стало в разы меньше. Конечно, бывают иногда и всплески неправедной активности. Можно привести ситуацию, когда один из префектов дал поручение организовать собрание жильцов в нескольких домах так, чтобы граждане выбрали конкретную управляющую компанию.

В этом случае УФАС тоже ограничилось только предупреждением?

Нет, тут мы уже завели дело.

Насколько прозрачнее стала ситуация в сфере госзаказа?

Мы отмечаем значительный рост жалоб. За первое полугодие 2015 года мы вынесли порядка 5 тысяч решений. И их становится только больше. Мы подходим к цифре 10 тысяч жалоб в год.

И все эти жалобы имеют реальное основание?

Половина — да. Во всех случаях мы исправляем ситуацию. И здесь работает общественный контроль. Вся информация о закупке находится в открытом доступе, точно так же кто угодно может узнать все и о наших решениях. Благодаря такой всесторонней прозрачности заказчики начинают вести себя культурно.

Какие дела в сфере госзаказа вы можете назвать самыми знаковыми за последние полгода?

Чудеса происходят, но сейчас они чаще касаются объективности описания закупки.

Заказчики пишут по принципу «принеси то, не знаю что и зачем»?

Да, получается именно так, как в известной сказке. Например, заказчик объявляет конкурс на работы по благоустройству дворов, при проведении которых требуется бордюрный камень. И просит потенциальных поставщиков указать в своей заявке состав воды, которым этот камень обрабатывался при его производстве. Какое это имеет отношение к делу? Никакого. Или заказчик требует указать точные размеры щебня. Ясно, что щебень не бывает ровно по три с половиной сантиметра в длину, а достаточно того, чтобы он попадал в какой-то диапазон.

Много ли заказчиков чудят подобным образом?

Больше, чем хотелось бы, и каждый чудит в меру собственного благоразумия. Мы с правительством Москвы вырабатываем единые стандарты для подобных закупок и отправляем всем заказчикам, чтобы тот же щебень они закупали в соответствии с ГОСТом. После получения наших рекомендаций возможности сделать по-другому у заказчиков просто исчезают.

А много ли сейчас недобросовестных жалобщиков, стремящихся за счет УФАС подставить конкурентов?

К сожалению, иногда такое случается. Но мы обязаны рассматривать все жалобы. Другое дело, если он подает жалобу с недобросовестными намерениями, к примеру, с целью вымогания денег, то это уже признаки преступления. Информацию о таких случаях мы передаем в правоохранительные органы, и они уже в рамках закона разбираются в ситуации.

Часто приходится передавать материалы полиции?

Нет, нечасто. Сейчас таких ситуаций стало значительно меньше.

Вы тесно сотрудничаете со столичными властями. Как они сегодня влияют на бизнес-климат Москвы?

Сегодня столичные власти активно помогают нам в развитии конкуренции. Сергей Собянин лично возглавил штаб по защите бизнеса и развитию конкуренции при правительстве Москвы. И сегодня мы добиваемся того, чтобы каждый отдельный отраслевой департамент в правительстве Москвы решал стоящие перед ним задачи путем создания благоприятных условий для развития предпринимательства в своей сфере, а не пытался подменить собой бизнес.

Подобные решения принимаются?

Да. Благодаря работе штаба министры и руководители департаментов все чаще оценивают свои решения с точки зрения развития добросовестной конкуренции в столице.

А в чем залог успеха вашей работы?

Главный секрет — это команда единомышленников, способных творчески подходить к решению любой проблемы.

***

Справка

Столичное управление Федеральной антимонопольной службы было образовано в 1991 году. С 1 июля 2008 года Московское УФАС России стало функционировать как самостоятельный орган, осуществляющий свою деятельность на территории города Москвы. Стратегической задачей Московского ведомства является контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации и поддержание конкурентной среды в столице. На сегодняшний день численность сотрудников управления составляет 105 человек, которые каждый день стоят на защите прав граждан, поддерживают средний и малый бизнес.

 

Источник: http://www.fas.gov.ru