Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Активисты ОНФ заподозрили правительство в нежелании повышать эффективность бюджетных трат в сфере госзаказа

Опубликовано 12.03.2015

 Итоги первого года работы системы госзакупок по контрактной системе, проблемы внедрения института планирования и нормирования закупок на федеральном и региональном уровнях стали основными темами конференции «Шаг вперед или два шага назад? 44-ФЗ – итоги первого года. Планирование и нормирование закупок». Конференция состоялась в рамках Всероссийского форума-выставки «ГОСЗАКАЗ – За честные закупки», который в этом году проходит под лозунгом антикоррупционного проекта ОНФ «За честные закупки».

Участники конференции обсудили результаты работы контрактной системы, которая была введена с 1 января 2014 г. с принятием 44-ФЗ, и проблемы воплощения в жизнь ключевого нововведения контрактной системы – создания института нормирования и планирования затрат участников госзаказа на федеральном и региональном уровнях, а также осуществления общественного контроля в этой сфере.

Модератор конференции – заместитель председателя комитета по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Госдумы, заместитель председателя Центральной ревизионной комиссии ОНФ Виктор Климов подчеркнул, что правительство явно не торопится с введением института нормирования.

Согласно нормам Федерального закона №44 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», институт нормирования в сфере госзакупок должен был начать работать с 1 января 2014 г.

Этот срок правительство переносило уже трижды – сначала на 1 июля 2014 г., затем на 1 января 2015 г. и на 1 января 2016 г. В октябре 2014 г. были приняты два правительственных постановления – о нормировании услуг сотовой связи и закупках автомобилей и определении общих правил по определению нормативов затрат на закупку товаров и услуг. Но так и не решена проблема с введением нормирования. На данный момент еще четыре варианта правительственных постановлений, которые определяют различные требования к разработке и принятию ведомствами правовых актов в сфере нормирования, проходят различные этапы общественного обсуждения. При этом введение ключевых институтов госзаказа отодвигается всё дальше и дальше, несмотря на то, что это не только ключевые нововведения контрактной системы, но и важнейшие инструменты экономики: ежегодно в системе госзаказа тратится более 10 трлн руб., которые при эффективном расходовании можно использовать в том числе в ситуации выхода из кризиса.  

«При принятии закона «О контрактной системе» на смену 94-ФЗ предусматривалось, что новый закон концептуально изменит ситуацию в сфере государственного и муниципального заказа посредством введения новых механизмов: планирования, нормирования закупок, создания специализированной информационной системы, в том числе в целях расширения общественного контроля. В связи с введением новых институтов, усилением контроля мы расширили инструментарий заказчиков.

Закон действует уже больше года. В то же время он не вышел за рамки 94-го закона, изменения несущественны. Все упомянутые инструменты до сих пор не внедрены. И реально этот институт сможет заработать не ранее 2017 г. Создание АИС также не проходит системно, функции заказчика от Минэкономики переданы Федеральному казначейству «на полпути». Всё это не способствует повышению эффективности расходования средств, выделенных на государственные и муниципальные закупки, считает Климов.

Он напомнил, что в абсолютных величинах нормируются лишь закупки автомобилей и мобильной связи, остальное нужно рассчитывать по формулам, понятным далеко не всем. При этом нормирование по приобретению автомобилей не затрагивает федеральных министров, председателя правительства, его заместителей и губернаторов.

«Мы не смогли взять на себя ответственность утвердить нормоположенность для премьера, членов правительства и губернаторов», – ответил заместитель начальника отдела методологии контрактных отношений департамента бюджетной методологии Министерства финансов РФ Александр Алексеев на вопрос Виктора Климова, почему их нет в списке служащих, на которых распространяются нормы закупок.

Алексеев добавил, что сейчас федеральные органы власти должны принять свои нормирующие документы, опираясь на постановления правительства. «Что касается предметного нормирования, то документы находятся на проработке в аппарате правительства, – пояснил он. – Это, прежде всего, параметры, которые определят излишние потребительские свойства и соответственно ограничат приобретение предметов роскоши». Однако он затруднился обозначить сроки введения нормирования, отметив, что по своей линии документы министерство подготовит не ранее чем в первой половине этого года.

Заместитель руководителя Контрольного управления президента РФ Валентин Летуновский подчеркнул, что контроль в сфере нормирования должен быть системным, необходимо «бить по коррупционным, аффилированным схемам». «Эффективность в этой сфере пока оставляет желать лучшего», – считает он.

Аудитор Счетной палаты РФ Максим Рохмистров сообщил, что только за один год контрольно-счетными органами регионов зафиксировано более 2 тыс. нарушений в сфере закупок на сумму более 2 млрд руб., были отменены 23 крупные закупки на сумму 60 млрд руб. Он предложил поставить вопрос о создании единого органа, который будет нести ответственность за функционирование контрактной системы.

Руководитель проекта ОНФ «За честные закупки» Антон Гетта подчеркнул, что нормирование необходимо прежде всего для того, чтобы исключить закупки роскоши. «Общественность уже давно не гонялась бы за дорогими автомобилями, если бы нормирование заработало», – сказал он.

Однако, по его словам, гораздо больше беспокоит то, что выработка столь важных документов проходит кулуарно. Министерства перекладывают ответственность за разработку документов о нормировании. А представители профильного ведомства –Минэкономразвития – вообще не проявили интереса к обсуждению данной проблемы, несмотря на приглашение.

Представители ОНФ выразили обеспокоенность затягиванием правительством принятия соответствующих документов, нежеланием обсуждать принимаемые решения в этой сфере с представителями общественности, экспертами, участниками госзаказа, другими заинтересованными лицами и приняли решение по результатам конференции направить доклад президенту РФ о состоянии дел с внедрением планирования и нормирования в системе госзакупок.  

Тема планирования и нормирования затрат в сфере госзакупок уже поднималась ОНФ на круглом столе «Проблемы и перспективы развития института нормирования в сфере госзакупок» в декабре 2014 г. Участники мероприятия отмечали, что, решая вопрос нормирования затрат по госзакупкам, правительство действовало бессистемно, а также высказывали сомнение, что система нормирования заработает в сроки. На обсуждении присутствовал представитель Минэкономразвития, но не пришел представитель Минфина.

Источник: http://onf.ru