Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Крупные торги на сайте госзакупок еще редки

Опубликовано 27.04.2014
Уже четвертый месяц работает контрактная система, однако крупные торги на сайте госзакупок пока редкость. Заказчики все еще привыкают к новым условиям и изучают закон N 44-ФЗ.

- Пока госзаказчики не уверены в том, что вполне "освоились" с новыми правилами проведения закупок. Еще в конце 2013 года эксперты говорили о том, что нормы 44-ФЗ настолько сложны, что потребуют от госзаказчиков длительного переобучения, чем многие из них сейчас и занимаются. Эта проблема особенно остра в связи с тем, что теперь госзакупки обязаны проводить лишь сотрудники, имеющие профессиональное образование в сфере закупочной деятельности - при этом на уровне подзаконных актов до сих пор не определено, что именно считать таким образованием. В этой ситуации формально любой может стать нарушителем требований закона, - считает глава отдела правовой экспертизы центра электронных торгов B2B-Center Дмитрий Казанцев.

То же самое касается и других ключевых моментов закупочной деятельности, порядок реализации которых до конца не урегулирован. В частности, обоснования закупки, использования электронного документооборота, выбора способа проведения закупки. Еще в прошлом году подавляющее большинство госзакупок проводилось с помощью открытого одноэтапного аукциона в электронной форме, а потому проблема выбора способа закупки перед госзаказчиком, как правило, не стояла. В 44-ФЗ в качестве основного способа размещения заказа позиционируется конкурс, причем с этого года для госзаказчиков введено шесть его разновидностей. В итоге многие заказчики оказались просто не готовы к такому разнообразию.

В 44-ФЗ много положительных сторон, сформулированы важные для поставщиков моменты, в том числе включающие необходимость и важность при закупках баланса цены и качества, скорректированы антидемпинговые меры, говорит Светлана Санталова, юрист переводческого холдинга "ТрансЛинк": "Но переходный период затягивается на несколько лет, а это уже несет за собой риски. Нас как поставщиков волнует сокращение сроков размещения заказов. Кроме того, смущает еще большая бюрократизация системы госзакупок. По-прежнему самый острый вопрос сегодня - это коррупционная составляющая. Такой важный момент, как борьба со сговорами на торгах, не нашел в 44-ФЗ должного отражения".

Изначально закон 44-ФЗ принимался как рамочный с тем, чтобы по мере его применения вносить в документ поправки.

Однако по факту это закон прямого действия, и госзаказчики должны буквально исполнять его нормы. При этом закон принимался в такой спешке - даром что на его обсуждение ушло почти два года - и с такими метаморфозами, что на выходе получился документ, исполнение которого в реальной жизни весьма затруднительно, уверен Дмитрий Казанцев: "Этот закон скорее не "рамочный", а "сырой". Проблема усугубляется не только постоянными коррективами норм уже действующего закона, но и зависимостью его исполнения от подзаконных нормативных актов, большая часть которых до сих пор не принята".

Пока госзаказчики не уверены в том, что вполне "освоились" с новыми правилами проведения закупок

Тем не менее при запуске новой системы удалось избежать самого страшного - полного паралича отрасли. Правда, во многом это связано с тем, что опытные заказчики постарались провести масштабные закупки в конце 2013 года еще по 94-ФЗ.

- Крупные закупки объявляют, как правило, те заказчики, которые ранее работали с элементами контрактной системы в рамках пилотных проектов в Москве, Казани, Уфе. Для остальных одна из главных проблем - это обоснование цены. Этот этап закупки является достаточно длинным и сложным. Кроме того, в закон введена новая норма о необходимости экспертизы результатов закупок, - отмечает Георгий Сухадольский, исполнительный директор Национальной ассоциации институтов закупок. - Для привлечения экспертов также требуется проведение процедур их отбора, что создает дополнительные задержки с проведением закупок. Кроме того, крупные закупки, о которых было известно заранее, заказчики постарались провести в конце 2013 года по старым правилам. С учетом затишья первых месяцев 2014 года, когда заказчики изучали 44-ФЗ, ожидается, что во II квартале количество крупных закупок увеличится.

Наибольшие трудности проведения закупок по 44-ФЗ в первом квартале 2014 года были связаны с предъявлением одинаковых требований к закупкам мелких и крупных заказчиков, отсутствием четких механизмов согласования единственного поставщика по результатам несостоявшихся процедур, рассказал "РГ" Георгий Сухадольский. Трудности возникли и с формированием контрактных служб и передачей полномочий по закупкам вновь назначенным специалистам, которые часто не имеют опыта работы в сфере госзаказа. В итоге организации допускают ошибки в документации, причем нередко из-за неясных и противоречащих друг другу формулировок 44-ФЗ, а также из-за большой нагрузки на сотрудников контрактных служб, не имеющих достаточно времени для тщательной вычитки составляемых документов. Для наглядности: только в 44-ФЗ 339 страниц, а в комментарии к закону - 648. Какой заведующий детсадом или директор библиотеки осилит этот талмуд, - большой вопрос.

- Самые проблемные вопросы 44-ФЗ связаны с предъявлением одинаковых требований ко всем заказчикам. При этом сам закон рассчитан на среднего и крупного заказчика, а в России большой сегмент государственных организаций, суммарный годовой объем закупок которых не превышает 500 тыс. руб. Соответственно нормы нового закона создают сложности для малых и микрозаказчиков, таких как избирательные комиссии или детсады, а в регионах таких заказчиков большинство, - убежден Сухадольский. - Большие сложности для них связаны с пятипроцентным ограничением (от годового объема) закупок у единственного поставщика на сумму, не превышающую 100 тыс. руб. Необходимость проводить конкурентные закупки с небольшой начальной ценой требует серьезных временных и трудовых ресурсов, которые в большинстве случаев у малых заказчиков отсутствуют. Кроме этого, вступившие в силу изменения КоАП РФ приводят к тому, что цена ошибки при малых закупках в разы превышает уровень оплаты труда специалистов, занимающихся размещением заказов для государственных и муниципальных нужд. Поэтому мы позитивно оцениваем планируемые изменения о снятии этого ограничения на закупки у единственного поставщика для заказчиков, совокупный годовой объем закупок которых не превышает миллиона рублей.

Кроме того, до 1 апреля тормозило подписание контрактов отсутствие действующего реестра банковских гарантий. Сейчас эта проблема снята. Однако с 1 июля этого года вступают в силу положения 44-ФЗ, касающиеся нормирования и банковского сопровождения контрактов, а с 1 января 2015 года - положения, посвященные формированию планов закупки и обоснованию закупок. Так что поставщиков и заказчиков впереди ожидают новые сложности.

 

Источник: http://www.rg.ru