Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Регуляторы о сайте госзакупок в контексте 44-ФЗ

Опубликовано 28.02.2014

Как известно, 1 января вступил в силу федеральный закон № 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд”. В отличие от действовавшего в данной сфере с середины 2000-х 94-ФЗ, новый закон, например, вводит новые процедуры госзакупок (конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, запрос предложений, закрытый конкурс с ограниченным участием и закрытый двухэтапный конкурс). Разумеется, подобные трансформации системы госзакупок не могли не отразиться на работе и функционале общероссийского официального сайта zakupki.gov.ru. Данная тема сейчас широко обсуждается в отрасли на всех уровнях, а 18 февраля на тематическом заседании круглого стола, организованном в Москве Национальной ассоциацией институтов закупок, у участников рынка была возможность выслушать на этот счет комментарии контролирующих ведомств.

Как поясняет начальник отдела управления финансового контроля госзакупок Росфиннадзора Андрей Игнатов, в отношении исполнения 44-ФЗ существует три органа контроля — ФАС, Росфиннадзор и Федеральное казначейство. У ФАС, по мнению г-на Игнатова, все процедуры уже давно отработаны: ведомству сейчас по преимуществу приходится иметь дело с жалобами. Главные функции, возложенные на Федеральное казначейство, станут актуальны только в 2016 г. И основной груз ответственности, как можно было понять со слов чиновника, с 1 января лег именно на плечи Росфиннадзора.

По словам г-на Игнатова, любой функционал информационной системы можно разделить на две части — транзакционную и аналитическую. Росфиннадзору приходится работать в основном со второй частью, и в нынешней ситуации официальный сайт госзакупок представляется ведомству совершенно неудобным. На нем крайне сложная система выборки и очень сложная аналитика. И, как уверяет г-н Игнатов, поскольку законодатели не снимают с Росфиннадзора ответственности за осуществление квалифицированных контрольных полномочий, ведомству приходится разрабатывать собственные аналитические средства и привлекать для этого партнеров.

Как стало понятно из доклада чиновника, рынок уже давно осознал вышеупомянутую проблематику сайта госзакупок, поэтому сейчас в открытом коммерческом доступе можно обнаружить большое разнообразие альтернативных аналитических систем. Рынок понимает, что контрольные органы должны быть достаточно крупными и надежными потребителями подобных продуктов, и сил на их разработку не жалеет. В ассортименте даже можно найти некие “роботы”, которые из открытых источников (в Интернете) вычленяют все возможные взаимосвязи между заказчиками и поставщиками — отслеживают информацию о родственниках, коллегах, сослуживцах и пр. По словам г-на Игнатова, глубина анализа “роботов” может быть такой, что его результаты способны заинтересовать правоохранительные органы, но, к сожалению, не органы финансового контроля. Несмотря на широкий спектр предложений, данные аналитические средства недостаточно грамотно структурированы. Оптимального варианта на рынке пока нет.

Комментируя многочисленные претензии к сайту госсзакупок со стороны поставщиков, начальник отдела информационно-технологического обеспечения федеральной контрактной системы Управления финансовых технологий Федерального казначейства Евгений Демидов в свою очередь заверяет, что его ведомством работа по улучшению качества данных, размещаемых на портале, планомерно ведется. По его словам, одним из трендов развития сайта сейчас является переход на использование базовых информационных ресурсов, основанных на Едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ). Предполагается, что часть реквизитов, которые сейчас вводятся вручную, впоследствии будут автоматически формироваться из ЕГРЮЛ. Таким образом удастся снизить количество ошибок и добиться большей адекватности данных на портале.

В целом, как отмечает чиновник, планы развития сайта исходят из требований 44-ФЗ. И крайне важным он считает тот факт, что 1 января вступила в силу 99-я статья закона, требующая обеспечить контроль извещений о планах и графиках на соответствие друг другу. Речь идет, например, о соответствии планов закупок объемам финансового обеспечения.

Уже сейчас сайт госзакупок позволяет размещать все сведения, которые предусматриваются 44-ФЗ, — новые извещения по всем способам закупок. (Была обеспечена соответствующая интеграция с внешними системами.) Евгений Демидов сознает, что и у заказчиков, и у разработчиков систем возникают некоторые вопросы и проблемы, однако уверяет, что все они решаются в рабочем порядке. Разработчики оперативно их отрабатывают во взаимодействии со службой операторов официального сайта, которая работает по контракту Минэкономразвития.

Набор сервисов сайта, утверждает г-н Демидов, будет расширяться в сторону увеличения конкурентности для игроков рынка. Уже появились дополнительные поля в извещениях, что означает большую детализацию объектов в закупке. В последующем предполагается исключить двойной ввод данных для тех документов, которые формируются непосредственно на сайте. То есть из планов-графиков можно будет формировать извещения простым переносом информации. И соответственно сведения о госконтрактах также будут генерироваться на основании тех данных, которые указываются в протоколах об осуществлении закупок, в извещениях и прочих документах.

По уверению г-на Демидова, вскоре все документы (а не частично, как сейчас), выкладываемые на сайт, также будут размещаться в формате открытых данных. (Это касается и приема сведений из внешних информационных систем.) Ими смогут воспользоваться все возможные контрагенты и представители общественности, в том числе для формирования аналитики.

Наделавшие в конце прошлого года шуму проблемы с работоспособностью сайта госзакупок г-н Демидов объяснил банальной перегрузкой из-за ажиотажного наплыва пользователей. Дескать, очень многие заказчики стали весь свой заказ на 2014-й размещать в последних числах декабря. (По всей видимости, для кого-то это стало последней возможностью воспользоваться нормами старого закона — 94-ФЗ.) В начале же нового календарного года, сообщил г-н Демидов, на портале наступило явное затишье, и проблем больше нет.

Отчасти в продолжение этой темы чиновник заострил внимание на разработанном два года назад так называемом офлайн-клиенте — это программный компонент, позволяющий формировать все сведения для портала удаленно в условиях работы с низкоскоростными каналами связи. Даже в отсутствие соединения с сайтом офлайн-клиент не терял данные до восстановления связи. Как уверяет г-н Демидов, этот функционал также планируется доработать под действие 44-ФЗ.

Евгений Демидов напомнил также, что интеграция сайта госзакупок с внешними информационными системами предусматривала его разгрузку. В перспективе все основные манипуляции по формированию документов, извещений и прочих сведений планируется осуществлять на внешних ресурсах, а на официальном сайте лишь подтверждать их ЭЦП и размещать в общем доступе. Этот тренд, как заверил чиновник, сохранится и при реализации 44-ФЗ. 

Источник: http://www.pcweek.ru