Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Генеральная прокуратура Российской Федерации продолжает масштабные мероприятия по противодействию правонарушениям на рынке закупок для государственных и муниципальных нужд

Опубликовано 23.01.2014

Органы прокуратуры во взаимодействии с территориальными подразделениями МВД России, ФАС России, ФНС России, Росфинмониторинга и иными уполномоченными органами продолжают осуществлять системные надзорные мероприятия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений закона в сфере размещения заказов. Прокурорскими проверками в 2013 году выявлено 73,9 тыс. нарушений практически во всех сегментах рынка закупок.

Высоким остается число нарушений, связанных с ненадлежащим правовым регулированием государственными и муниципальными заказчиками закупочной деятельности (Республика Бурятия, Приморский край, Архангельская, Волгоградская, Омская, Челябинская области и др.). Так, в Республике Марий Эл после вмешательства прокурора приведены в соответствие с законодательством нормы положений о размещении заказов 28 государственных и муниципальных учреждений, касающиеся установления сроков закупочных процедур.

Одними из наиболее распространенных являются факты уклонения заказчиков от проведения установленных законом процедур торгов и запроса котировок (Карачаево-Черкесская Республика, Брянская, Магаданская, Новосибирская, Саратовской, Тульская области и др.). Например, прокуратурой Новосибирской области в арбитражный суд направлено 7 исковых заявлений о признании недействительными государственных контрактов, заключенных на бесконкурсной основе областным департаментом лесного хозяйства на выполнение работ по охране, защите и воспроизводству лесов. Кроме того, на основании постановления прокурора руководитель названного департамента привлечен к административной ответственности.

Во многих субъектах вмешательство прокуроров потребовалось для устранения нарушений закона, касающихся искусственного дробления заказов во избежание конкурсных процедур, необоснованного ограничения конкуренции хозяйствующих субъектов, отсутствия в конкурсной и аукционной документации обоснования начальной (максимальной) цены контракта (республики Башкортостан, Калмыкия, Коми, Амурская, Иркутская, Курская области и другие регионы).

Распространенный характер имеют случаи неправомерного изменения сторонами условий контрактов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков (республики Дагестан, Мордовия, Алтайский край, Воронежская, Калининградская, Рязанская области и т.д.). Так, прокуратурой Алтайского края в суде оспорены противоречащие закону условия контракта, заключенного федеральным казенным учреждением на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, в части возможного увеличения цены контракта в ходе его исполнения.

Наиболее криминализированной остается стадия приемки товаров, работ и услуг, в ходе которой путем оплаты фактически не выполненных работ совершаются хищения бюджетных средств. В Иркутской области расследуется уголовное дело в отношении руководителей бюджетного учреждения, которые за вознаграждение в сумме 1,3 млн. руб. заключили с коммерческой организацией фиктивный контракт на поставку лесопожарных модулей стоимостью 7,9 млн. руб.

Благоприятную почву для правонарушений создает неудовлетворительное состояние контрольной деятельности в сфере размещения заказов и финансового контроля за использованием бюджетных средств. Игнорирование требований законодательства имеет место и на иных стадиях закупок. Во многих субъектах прокуроры пресекали нарушения закона об обязательном размещении на официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет планов-графиков размещения заказов, государственными и муниципальными заказчиками зачастую ненадлежащим образом обеспечивается ведение реестра закупок, в ряде случаев функции по размещению заказов передаются неуполномоченным органам и организациям и т.д. Нарушения закона присущи и процедурам торгов, проводимых в электронном виде.

Всего за 2013 г. прокурорами с целью пресечения нарушений на рынке закупок внесено 16,1 тыс. представлений, принесено свыше 2,7 тыс. протестов на незаконные правовые акты, к административной и дисциплинарной ответственности привлечено около 20 тыс. виновных лиц, по материалам проверок возбуждено около 500 уголовных дел.

Генеральной прокуратурой Российской Федерации территориальным прокурорам предложено принять дополнительные меры к активизации прокурорского надзора на данном направлении и повышению его эффективности при конструктивном взаимодействии со всеми уполномоченными органами, в том числе с учетом вступления в силу с 1 января 2014 г. Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». 

Источник: http://genproc.gov.ru/