Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Перетягивание отката

Опубликовано 01.07.2013

    

Обладателем госконтрактов придется предъявлять государству детализацию платежей. Государство не устраивает, что после перечисления денег подрядчикам, невозможно проследить, завышены ли или занижены были расценки на материалы, и куда пошли бюджетные средства.

Для многомиллионных контрактов, особенно в строительной сфере, введут так называемое «банковское сопровождение», когда финансовое учреждение будет сообщать госзаказчику все движения по счетам. Правда, идея встретила ожесточенное сопротивление в региональном ФАСе. Антимонопольное ведомство посчитало банковское сопровождение навязанной опцией. Антимонопольщики остановили торги по первому контракту с финансовым мониторингом на достройку больницы в Салавате на 423 млн рублей.

Председатель Госкомзаказа РБ Сергей Новиков заявил «МК», что контроль за распределением денег уже был опробован на крупных стройках, например на саммите АТЭС и олимпийских объектах. А в ближайшее время законодатели примут закон о федеральной контрактной системе, в которой банковское сопровождение заложено изначально. Так что усилия антимонопольщиков окажутся напрасной тратой времени.

— Для чего нам нужна история платежей? — объясняет Сергей Новиков. — Вот пример. Мы строим детский сад. Заказчик — управление капстроительства (УКС). Мы видим платеж от бюджета до УКСа. УКС перечисляет деньги подрядчику, и дальше мы не видим ничего. Мы запустили пилотный проект и объявили торги, но ФАС их приостановил. Сейчас идут предварительные слушания в суде. Причем банковское сопровождение закладывает в проект федеральной контрактной системы, а мы хотели запустить его в рамках действующего законодательства и без ФАС, но пока застряли в судах.

По словам г-на Новикова, «в финансовом мониторинге нет ничего сложного, если ты добросовестный подрядчик.
— Открываешь счет в любом банке, и все расшифровки транзакций автоматически будут предоставляться госзаказчику, — говорит он. — Если подрядчик честно выполняет условия госконтракта, то чего ему тогда бояться?

У чиновников есть повод для опасения за деньги госзаказа. Дело в том, что с недавних пор за многомиллионные контракты на строительство социальных объектов борются московские и питерские юридические компании, не имеющие к строительству никакого отношения. В госкомзаказе прозвали таких «строителей» юридическими «рейдерами», паразитирующими на госзакупках. Они, желая завладеть госконтрактом, демпингуют, а потом перепродают его.

— Рейдеры характерны для строительного рынка, — говорит г-н Новиков. — Они мониторят все региональные заказы свыше 50 млн рублей, у них заготовлены все документы, но кроме стола и ручки ничего нет. Они могут создать видимость бурной деятельности, пригнать экскаватор, пару раз копнуть, но на самом деле строительство не сдвинется, пока они не снимут сливки с этого заказа, а срубив маржу, теряют интерес к объекту и передают его местной фирме.

Глава комитета посетовал, что с рейдерами им пришлось познакомиться в прошлом году, когда правительство объявило о строительстве 52 детских садов по всей Башкирии, и на торги в республику хлынули столичные юристы. В Янауле контракт на строительство детского учреждения достался одной из таких фирм, но предъявить претензии подрядчику чиновники не могут, формально он ничего не нарушает.

Также г-н Новиков прогнозирует, что в ближайшем будущем заказчик будет доказывать необходимость и целесообразность госзаказа.
— Бывает так, что проблема не решается годами — заказчик из года в год подает заказ на постройку того или иного социального объекта, и уже бывает, что необходимость в нем отпала, — объясняет чиновник. — Нужно сесть и сообща обговорить и спросить — нужен? Да вроде уже не нужен. Стоит ли построить здесь школу или достаточно запустить автобус в соседнее село?

Правда, с ценовым «порогом» госзаказа, после которого его выставят на консилиум, еще не определились.
— Мы хотим сделать рейтинг заказчиков, поделив их на три цветовые зоны: красный, желтый, зеленый, — делится планами предкомитета. — «Зеленые» — там, где правильно формируют заказ, «желтые» — есть возвраты, а «красные» — трудновоспитуемые.

Интересно, что уже год существует практика согласования с главой региона госзакупок на предметы роскоши.
— Да, такая практика согласования с президентом товаров премиум-класса существует, и уже были отменены около пятнадцати заказов на крупные суммы, — говорит Сергей Новиков. — Так, президентом было много отказов по покупке дорогих авто. Наша цель — мотивировать заказчика к здравым рассуждениям.

По словам главы ведомства, самую «дорогостоящую» борьбу его сотрудникам приходится вести с закупками престижных иномарок.

Практика показывает, что главы дотационных районов не считают зазорным покупать за огромные бюджетные деньги японские и немецкие внедорожники, оправдывая это плохим состоянием дорог в районе. Еще больший урон бюджету наносят прихоти чиновников, когда покупается не просто иномарка за два-три млн рублей, а автомобиль, нафаршированный всевозможными опциями.

— Как мы отсекаем лишнее? Например, заказчик хочет купить автомобиль — подает нам на согласование техническое задание, ну, например, написанное под конкретный «Мерседес». Заказчик пишет, хочет двигатель свыше шести литров. Смотрим рыночное предложение: кто представляет автомобили свыше шести литров — сразу из десятков производителей задание подходит к двум маркам. Далее: заказчик желает, чтобы регулировались задние сидения в пяти проекциях, смотрим рынок — есть ли это у «Тойоты»? Нет, у нее нет. И выходим по техническим показателям на «Мерседес». Но есть требование УФАС, что аукционная документация должна соответствовать как минимум двум производителям. И мы говорим: постойте — этот параметр принципиальный? Нам, например, говорят — да, принципиальный, наш руководитель не сможет ездить, если кресло не будет с массажем. Мы им — какие вы цели преследуете, покупая этот автомобиль? Такие-то и такие. Тогда можно обойтись без кожаных сидений и массажа. А шестилитровый двигатель вам зачем? Разве не подойдет 4,5 литра? Подойдет. В результате на выходе мы получаем техзадание, соответствующее пяти-шести маркам.

Однако ни в какое сравнение иномарки не идут с другими заказами, ставшими притчей во языцех — медтехникой.
— Самое сложное, когда закупаются томографы или аппараты УЗИ. На них техзадания по 20-30 листов пишется, — продолжает г-н Новиков. — Например, размещаем заказ на аппарат УЗИ в рамках программы модернизации здравоохранения. В техзадании указывается, что взамен монитора с клавиатурой должен был тачскрин. Приглашаем доктора, спрашиваем у него: «Эта опция принципиальна»? Он говорит: «Мне все равно». Ну, раз все равно, убираем этот параметр, и сразу другая картина по фирмам производителям, потенциальным поставщикам и, естественно, по окончательной цене.

Как пояснили в госкомзаказе, в сфере закупок для нужд государства сегодня есть три главные проблемы: сговор между заказчиком и поставщиком, «заточенность» заказа под определенного поставщика и изначально завышенная цена.

— Однако это все человеческий фактор, а есть монополизированность рынка, в первую очередь — лекарств и медоборудования. В этой сфере самая низкая конкуренция, а в основе сложившийся фармрынок и рынок техники — это пять-шесть федеральных дистрибьюторов. В других областях такая же картина, где удовлетворить социальные нужды в силах один поставщик. Ну, например, «Башкиравтодор» — монополист в сфере строительства и ремонта дорог, не оспаривается доминирующее положение ГУП «Медтехника» в области ремонта, обслуживании медтехники. Всем понятно, что «Башкирнефтепродукт» держит рынок топлива, это все сложившаяся рыночная конъюнктура.

При этом за прошлый год госкомзаказу удалось сэкономить 3,1 млрд рублей.
— Самые крупные контакты прошлого года — содержание всех республиканских дорог — 2,3 млрд рублей и закупка 18 тысяч ноутбуков для школ. Нам удалось обеспечить рекордную конкуренцию, если обычно на торгах по 2,7 претендента, то здесь заявился 21 поставщик. Экономия — 62 млн рублей, на нее можно дополнительно купить еще четыре тысячи ноутбуков.

Комментируя недавний скандал в инфекционной больнице №4, когда руководство медучреждения попыталось спрятать на сайте госзаказа свой лот, заменив часть кириллических символов на латинские в названии закупки, г-н Новиков заметил, что был удивлен, что этим способом еще пользуются.

— Это самый глупый фокус, с которым мне приходилось сталкиваться, — сказал он. — Потому что он был разгадан еще в 2009 году, когда на федеральном уровне был шквал уголовных дел. Казалось бы, что это не лучший выход «спрятать» контракт, и можно просчитать правовые последствия. Есть множество скриптов для выявления таких лотов, и найти лот со смешанным алфавитом несложно. Скорее мы сейчас сталкиваемся с обратным явлением, когда латынь меняют на кириллицу. Например, в названии «Microsoft Access» — «с», «а» и «е» — из кириллической раскладки.

Также Сергею Новикову пришлось прокомментировать скандал с увольнением двух неназванных сотрудников комитета, попавшихся на изменениях в названиях лотов кириллицы на латиницу.
Недавно прокуратура заявила, что в действиях чиновников нет состава преступления, и уголовных дел против них возбуждаться не будет.

Однако г-н Новиков твердо заявил, что обратно клерков «не пустит», слишком серьезный удар молодые юристы нанесли по репутации ведомства.
— Да, мы выявили двух молодых сотрудников комитета, менявших кириллицу на латиницу, я уволил их по статье, по коррупционным соображениям, — говорит глава госкомзаказа.

Дело в том, что государственные учреждения и организации удовлетворяют свои нужды не напрямую через сайт госзказа, а через комитет, специалисты которого проверяют присланную документацию и выставляют ее на сайт zakupki.gov.ru и другие электронные торговые площадки. Уже доказано, что как минимум в пяти торгах сотрудники комитета «шифровали» названия, тем самым спрятав лот в недрах сайта госзакупок от ненужных поставщиков. Однако в чьих интересах действовали юристы, и каков был размер их вознаграждения, установить так и не удалось.

— Мы посмотрели, по каким аукционам они меняли буквы — смешные суммы контрактов — 200-300 тысяч рублей, — говорит г-н Новиков. — За копейки продали свою репутацию. Восстановиться они не смогут, назад им пути нет, как и во весь сектор госслужбы. Накопились претензии у комитета и к главному торговому ресурсу — сайту zakupki.gov.ru, зачастую недоступному по каким-либо техническим причинам. Всем, кто пользуется этим ресурсом, известно, что почти ежедневно сайт находится в режиме профилактики, или соединение с ним невозможно. А на все вопросы служба техподдержки предлагает поискать решение проблемы в своем компьютере. Однако глава ведомства признался, что сделать с этим ничего не может.

— Сайт работает с грехом пополам, но у нас нет каких-то преференций в спорах с администрацией этого ресурса, пишем такие же жалобы в техподдержку сайта. У нас есть ответственный федеральный орган на территории республики, отвечающий за работу сайта госзакупок, это казначейство. Мы написали им письмо и приложили скриншоты, на что получили ответ: если есть телефоны диспетчера — звоните туда.

 

Источник: http://ufa.mk.ru/