Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Как у Айрата Шаймиева увели миллиард рублей

Опубликовано 21.03.2013

ВЕДОМСТВО АЛЕКСАНДРА ГРУНИЧЕВА ПОДДЕРЖАЛО ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ «ЖАЛОБЩИКОВ» ИЗ МОСКВЫ И ЛИШИЛО «ТАТАВТОДОР» КРУПНОГО БЮДЖЕТНОГО ЗАКАЗА НА СТРОИТЕЛЬСТВО ДОРОГ

Как стало известно газете «БИЗНЕС Online», строительство сельских дорог в Татарстане в нынешнем году повисло на волоске из-за «атаки» московских юристов. Перед нами – беспрецедентный в истории республики случай: аукцион, который уже выиграл влиятельный игрок рынка в лице «Татавтодора», пришлось обнулить по решению местного УФАСа. Аукцион будет перезапущен заново, однако это может серьезно затянуть начало строительного сезона. Кто этот загадочный московский конкурент татарстанцев и что ему надо, выяснял корреспондент «БИЗНЕС Online».

КОНКУРС «НЕМНОЖКО БЫЛ ПОД КОГО-ТО СДЕЛАН»

Главный в Татарстане государственный заказчик строительства и реконструкции дорог - ГКУ «Главное управление содержания и развития дорожно-транспортного комплекса Татарстана при министерстве транспорта и дорожного хозяйства РТ» («Главтатдортранс») - 24 января 2013 года объявил на портале открытый аукцион. Требовалась определить подрядчика на строительство и реконструкцию 40 км автодорог. Начальная (максимальная) цена контракта - 957 млн. 138 тыс. рублей. Для сравнения: это почти 10% всех дорожных работ на региональных дорогах, запланированных в бюджете РТ на 2013 год (он составляет 11,4 млрд. рублей).

Победителю аукциона предстояло провести реконструкцию 7 и строительство 9 участков дорог в Аксубаевском, Апастовском, Арском, Кукморском, Мамадышском, Мензелинском, Муслюмовском, Рыбно-Слободском и Сармановском районах РТ. Выполнить все работы предполагалось до 15 ноября 2013 года. Деньги выделялись из бюджета РТ, причем 570,8 млн. рублей запланировано на 2013 год, а 386,3 млн. – на 2014-й.

Аукцион прошел 18 февраля. За заказ боролись две компании. ОАО «Татавтодор» (генеральный директор – Айрат Шаймиев) оценил свою работу в 952 352 914 рублей и стал победителем (предложение второго участника - ООО «Татнефтедор» - 957 138 200 рублей, то есть на 5 млн. дороже). Но торжествовать, как оказалось, было рано. Дело в том, что еще 15 февраля в татарстанский ФАС поступила жалоба на действия «Главтатдортранса». Ее автор – некое ООО «Голос», московская фирма, оказывающая информационные и юридические услуги и специализирующаяся на госзакупках. К слову, на сайте компании размещен впечатляющий список жалоб, направленных в различные управления ФАС России. Кстати, последняя – в адрес ГИСУ РТ, также была признана обоснованной. Как рассказал корреспонденту «БИЗНЕС Online» генеральный директор «Голоса» Алексей Осипов, компания действовала в интересах своего клиента. Назвать его Осипов отказался, но отметил, что это не татарстанская фирма.

«Эта компания хотела принять участие в конкурсе, - разъяснил Осипов, - но поскольку, по их мнению, были нарушения, обратились к нам. Мы проанализировали этот аукцион и считаем, что он немножко был под кого-то сделан, что и подтвердило управление антимонопольной службы». Гендиректор «Голоса» заявил, что в случае исправления всех нарушений неназванная компания будет участвовать в новом аукционе.

«СИДЯ В МОСКВЕ, ХОТЯТ У НАС ДОРОГИ СТРОИТЬ!»

Какие аргументы убедили подчиненных Александра Груничева, возглавляющего местный ФАС? К примеру, сомнения антимонопольщиков вызвала указанная в документах дата оплаты за работу - 5 декабря 2013 года. При этом лимиты госфинансирования распределены на 2013 и 2014 годы. «Исходя из вышеизложенного, комиссия (УФАС по РТред.) пришла к выводу, что у государственного заказчика – ГУ «Главтатдортранс» при проведении вышеуказанного размещения заказа, в том числе при разработке технического задания, лимита финансирования в 957 138 608 рублей не имелось», - сообщается в решении антимонопольного органа. В итоге жалоба «Голоса» была признана частично обоснованной, а «Главтатдортрансу» предписали внести изменения в аукционную документацию и отменить все протоколы.

В отделе договоров и конкурсных торгов «Главтатдортранса» корреспонденту «БИЗНЕС Online» сообщили, что авторами жалобы в ФАС, очевидно, стали какие-то «профессиональные жалобщики», однако в подробности посвящать не стали. Чуть более конкретным оказался первый заместитель директора – технический директор «Главтатдортранса» Рафаил Фоварисов. Он заявил, что отмена их аукциона – редкий случай: «Нам просто непонятна сама причина, почему они на этот путь пошли, ситуация непонятна», - сообщил он и добавил, что никаких контактов с представителями «Голоса» заказчики не имели, да и не имеют на это права. Впрочем, решение ФАС – закон: «Если посчитал ФАС, что мы не правы, у нас другого выхода нет, мы должны прислушиваться к законному гласу государства», - отметил Фоварисов. 7 марта «Главтатдортранс» выложил на торговой площадке объявление о новом аукционе. Точнее, миллиардный заказ был разбит на две почти равные суммы – 479 и 477 млн. рублей. Фоварисов посетовал, что повторная процедура, конечно, отодвинет начало строительства, но закон есть закон.

Технический директор «Татавтодора» Наиль Хайрутдинов в беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online» с сожалением отметил, что «бумажная волокита» с аукционами (а компания намерена снова в них участвовать) может оттянуть начало работ. «Это очень даже мешает, это великий тормоз в развитии народного хозяйства», - заявил Хайрутдинов и сообщил, что ничего не знает о компании «Голос». Вместе с тем он посетовал на непростые условия конкурсов: «Многие, кто участвует в электронных торгах, это три-четыре человека, которые организуют ООО «Рога и копыта», в кармане имеют одну авторучку, а за душой ничего нет - ни производственных мощностей, ничего. Они участвуют в конкурсах, и если победят, сломя голову начинают искать субподрядчиков. Это сейчас бизнес, кстати, своего рода».

По словам технического директора, такие фирмы «клюют» в первую очередь на большие суммы заказов. И зря - прибыль и в этом случае может быть «копеечной», заверил Хайрутдинов. По его словам, 70 - 80% стоимости заказа составляют материалы: «Мы же привозной материал используем, в республике ничего нет, кроме битума, все покупаем в Башкирии, в Магнитогорске, в Свердловской области». Также он пояснил, что в дорожном строительстве при плече перевозки материалов более 100 км от ближайшего филиала компания начинает терпеть убыток, и качество теряется. «А москвичи, сидя в Москве, хотят у нас дороги строить!» - недоумевает он.

«ЧЕРЕЗ МОЙ ТРУП ПОДОБНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ БУДУТ ДОРОГИ ОБСЛУЖИВАТЬ»

Отметим, что эти аукционы «Главтатдортранса» - плоть и кровь программы строительства сельских дорог, инвестиции в которую до 2015-го должны составлять по 3 млрд. рублей в год. Как заявлялось на недавней коллегии минтранса РТ, в 2013 году планируется соединить 65 населенных пунктов. А министр транспорта и дорожного хозяйства РТ Ленар Сафин подчеркнул, что для снижения стоимости строительства разработан особый стандарт. Так вот, один из передовых методов, который должен в два раза удешевить строительство дорог, планировалось опробовать на объектах филиалов «Татавтодора».

То, что у «Татавтодора» имеется мощное правительственное лобби, в общем, ни для кого не секрет. Так, в декабре прошлого года в кабмине РТ бурно обсуждались итоги тендера, проведенного «Волго-Вятскуправтодором». Тогда конкурс на 777 млн. рублей на расчистку 204 км федеральных трасс выиграл малоизвестный, владеющий всего 9 машинами «Главинвестстрой». Тогда же вице-премьер РТ Асгат Сафаров потребовал опротестовать результаты конкурса и заявил, что привлечь к очистке дорог можно было бы такую структуру, как «Татавтодор», - опытную, с мощным парком техники и необходимыми базами. «…Через мой труп подобные организации будут дороги обслуживать», - заявил тогда Сафаров, имея в виду «Главинвестстрой».

Судьба того конкурса в прессе еще не освещалась. Так вот, как сообщил газете «БИЗНЕС Online» Хайрутдинов, конкурс был признан недействительным, и сейчас работы по расчистке федеральных трасс выполняет «Татавтодор», как того и требовал Сафаров.

«ЖАЛОБ ДОЛЖНО БЫТЬ МНОГО: НА ДЕЙСТВИЯ ЗАКАЗЧИКОВ,
НА ТАК НАЗЫВАЕМЫЕ «ЗАТОЧКИ»

Кто может быть заказчиком московских юристов? Справедливо ли то, что в татарстанских дорожных конкурсах, как правило, побеждают одни и те же фирмы? Ответить на эти вопросы газета «БИЗНЕС Online» попросила экспертов.

Яков Геллер - генеральный директор ГУП «Агентство по государственному заказу РТ»:

- Система госзаказа устроена таким образом, что жалобу подать может любой. Это справедливо и правильно. Это то, что называется гражданским обществом. Мы, конечно, сталкиваемся со случаями, когда этим пользуются недобросовестные участники рынка, чтобы сорвать или задержать торги. Поэтому мы предлагали законодателю поправку: если не подтверждается справедливость претензий, заявленных жалобщиком, то уже он должен нести административную ответственность. Не должно быть так, что ты написал пасквиль, и это осталось безнаказанным.

Я не знаю, что из себя представляет компания «Голос», но могу повторить тезис о том, что споры в госзаказе – это не споры между неграмотным завхозом и вороватым подрядчиком, это юридические споры образованных людей. И если эта компания представляет своих клиентов, то и слава Богу. Госзаказ должен быть прозрачен, и мы в республике и стране все для этого сделали. Жалоб должно быть много: на действия заказчиков, на так называемые «заточки» (это когда конкурсная документация формируется таким образом, чтобы мог победить заранее определенный участник). Это нормальный гражданский процесс. К этому надо относиться с пониманием тренда – интернет сделал все прозрачным, система госзаказа полностью в интернете, соответственно, заказчики должны понимать, что за каждым их действием следят.

Что касается ремонта и строительства дорог, нужно понимать, что это не может делать абы кто, потому что это асфальтобетонный завод, это площадки для хранения сыпучих и инертных материалов, это машинотракторные станции. И я себе слабо представляю, что с Сахалина или даже из Московской области какая-то компания перевезет на М7 свой парк, асфальтовые заводы и площадки хранения сыпучих материалов. Это возможно, но трудно, и будет ли это выгодно для самой компании? Теоретически возможно с Алтая возить самолетами асфальт, но практически -  нерентабельно. Поэтому в каждом регионе есть одна или несколько «материнских» компаний, которые исторически имеют парк техники и прочее. Поэтому я не удивляюсь, что в Альметьевском районе побеждает «Татнефтедор», а в Спасском – «Татавтодор», потому что это узловые базы этих предприятий.

Рашид Нуруллин – начальник главного инвестиционно-строительного управления РТ:

- Зачастую компании, которые пишут жалобы, - это лишь юридические лица, а не исполнители работ. Они выигрывают конкурсы и выходят на местных строителей с целью привлечь на работу по субподряду. Но, естественно, при возникновении затруднений при реализации той или иной программы с этих юристов мы не сможем получить ничего, кроме затяжного судебного процесса. С позиции исполнения бюджетного кодекса, того, что все выделенные деньги должны быть освоены в текущем году, подобные компании очень сильно вредят. Это не нормальная конкуренция, а игра на слабостях закона. Сегодня законодательство позволяет, не участвуя в конкурсе, просто заблокировать его: пожаловаться, а дальше можно бесконечно торговать и судиться. Мы никоим образом не защищены от этого. Это затягивает выполнение работ и может вообще привести к их невыполнению.

Справедливо ли то, что всегда побеждает «Татавтодор»? Когда мы говорим о том, что нужно построить шикарную дорогу и потом получить гарантию в течение двух-трех-пяти лет эксплуатации, с кем государству интереснее иметь дело? С фирмой, которую открыть сегодня стоит 5 тысяч рублей и которая завтра может закрыться? В нашем регионе с нашей зимой, весной и осенью получить качественную дорогу, которая будет долго и исправно служить, не так-то просто. У нас есть факты, когда конкурсы выигрывают компании из Красноярска! Никогда не поверю, что фирма из Красноярска приедет и будет у нас строить. Это чисто игра на тонкостях законодательства. 94-й закон требует проработки. Он должен быть живым, меняться, подстраиваться под жизнь, иначе мы получим такие перегибы. Как мне кажется, должен быть публичный предквалификационный отбор участников, чтобы организатор торгов мог отчитаться перед обществом, почему эту компанию он допустил к торгам, а эту - нет. Чтобы было ясно: да, эта компания реально строит дома, а не фирма «Рога и копыта», у которой ничего за душой нет. Сегодня они выходят на конкурсы, снижают цены на 30 процентов от сметы, которая и так не слишком «жирная», а потом не могут выполнить эту работу, и опять – судебный процесс.

 

Источник: http://www.business-gazeta.ru/article/77135/