-Конечно, это разработка и принятие Федеральной контрактной системы. С каким бы количеством недостатков законопроект ни был – это в любом случае идеологический прорыв и приближение к наилучшим зарубежным практикам. А вторым по значимости событием является создание Национальной ассоциации институтов закупок.

- Насколько реальны перспективы принятия закона о ФКС в 2013 году?

-Почти со 100% вероятностью закон о ФКС будет принят в 2013 году. Самый главный вопрос – это качество нового закона.

-Будет ли он совершенно новым или объединит в себе 223 ФЗ и 94 ФЗ?

-Надеюсь, что ФКС придет, как сейчас и планируется, только на смену 94-ФЗ, и не станет затрагивать внебюджетную сферу 223-ФЗ. Здесь важно помнить, что 223-ФЗ распространяется не только на субъекты естественных монополий и компании с госучастием, но и на компании, не имеющие никакого отношения к госбюджету. Например, частные коммерческие компании, часть деятельности которых по тем или иным причинам подпадает под государственное регулирование.

-Как скажется вступление России в ВТО на госзакупках в 2013-м году?

-Россия не подписала соглашения о госзакупках в рамках вступления в ВТО. Сложно что-либо прогнозировать.

-Кто, по-вашему, будет определять погоду в области госзакупок в 2013-м году?

-Как и ранее, есть два ключевых игрока – Министерство экономического развития и Федеральная антимонопольная служба. Усиливает деятельность Счетная Палата, которая оценивает не «пуговицы», а качество конечного результата осуществляемых госзакупок. Можно надеяться, что с учетом масштабов отрасли, все-таки будет создан соответствующий профильный отраслевой орган исполнительной власти. Но и не надо забывать, что в определенных случаях «погода» определяется и на уровне Президента Российской Федерации.

Директор по развитию Национальной ассоциации институтов закупок Алексей Ульянов:

-Какое, на ваше взгляд, главное событие 2012 году в области госзакупок?

-Ключевыми событиями года стали законопроект о ФКС, дискуссии по 223-ФЗ, начало общественного обсуждения крупных закупок и создание Национальной ассоциации институтов закупок.

-Насколько реальны перспективы принятия закона о ФКС в 2013 году?

-Закон о ФКС будет принят в 2013 году и вступит в силу в 2014 году.

-Будет ли он совершенно новым или объединит в себе 223 ФЗ и 94 ФЗ?

-Несмотря на то, что в процессе согласования проекта федерального закона о ФКС Федеральной антимонопольной службе удалось выхолостить некоторые положения, это будет совершенно новая система, новый закон, не похожий на 94-ФЗ.

-Как скажется вступление России в ВТО на госзакупках в 2013-м году?

-Думаю, что в 2013 году вступление России в ВТО еще не скажется на госзакупках. Но в среднесрочной перспективе стоит ждать усиления конкуренции со стороны иностранных поставщиков, а также постепенного открытия новых возможностей для российских поставщиков за рубежом.

-Кто, по-вашему, будет определять погоду в области госзакупок в 2013-м году?

-Роль ФАС неизбежно будет снижаться при вступлении в силу закона о ФКС. Будет расти роль общественных организаций, таких как НАИЗ, экспертного сообщества (первая ласточка – общественное обсуждение крупных закупок), таких новых институтов, как омбудсмен по закупкам. Учитывая возрастание роли планирования закупок и контроля, усилится позиция Счетной палаты и Федерального Казначейства.